Во время просмотра финала The International 2024 на пабстомпе от Winline мы смогли пообщаться с профессиональным игроком и стримером Алексеем ‘Shishak’ Устиновым о турнире, текущей мете и его работе в сфере освещения событий.
Алексей, привет! Рад видеть тебя здесь, на финале The International 2024. Как тебе этот ивент в целом? Это твой первый раз на таком мероприятии?
Формат мне очень нравится. Я на таком мероприятии впервые, и в целом всё отлично: замечательная атмосфера, много людей, единомышленников, дотеров. Очень приятно и комфортно.
Как тебе сам турнир? Игры качественные и интересные или многого не хватает?
В целом уровень игры команд достаточно высок — всё-таки это «Инт». Хочу отметить, что в топ-3 вышли команды,
Team Liquid,
Tundra Esports и
Gaimin Gladiators. Эти команды имеют отличное понимание темпа игры, действуют быстро, и их стиль Доты отличается от остальных.
К сожалению, все команды из Восточной Европы уже выбыла… Как ты оцениваешь выступление наших коллективов? Это закономерный результат или они могли бы показать больше?
На мой взгляд,
Cloud9 показали весьма достойную Доту, и мало кто от них этого ожидал. Они действительно проявили хороший уровень игры, и думаю, немногие ставили их в топ-5-6.
BetBoom Team могли бы показать лучший результат.
Save- действительно старался, и его можно выделить как одного из самых влиятельных игроков турнира. У него уникальный пул героев — он использует персонажей на четвертой позиции, которые другие не играют.
Keeper of the Light,
Grimstroke,
Lion не так часто использовались.
Мы обсудили наши команды, теперь давай про Китай. В этом году китайские команды показали слабейшие результаты на турнирах The International. Как думаешь, в чем причина? Есть ли у региона перспективы?
В целом киберспорт в Китае не развивается так, как хотелось бы, есть ограничения по времени игры для молодежи — думаю, это также сильно влияет. Азиатская сцена в основном сосредоточена на League of Legends, и вектор смещается в сторону мобильного гейминга, который активно привлекает молодую аудиторию.
Насколько мне известно, многие китайцы играют на серверах ЮВА, так как в Китае 8000 ММР считается топом.
Что касается результатов… Это закономерно, они не показывали особых успехов, кроме локальных турниров (например, вспомним Clavision: Snow Ruyi). Последний турнир, который они выиграли за пределами Китая, это Games of the Future 2024. Конкуренция практически отсутствует, ведь лишь
Xtreme Gaming боролись, а легендарные
LGD Gaming и
Azure Ray уже потеряли свою силу на фоне Европы. И теперь становится очевидно, что Восточная и Западная Европа занимают лидирующие позиции на про-сцене.
На текущем «Инте» Valve анонсировала нового героя,
Kez. Как тебе его дизайн, ожидал ли ты такой анонс? Будет ли этот «птица» керри или саппортом?
Уверен, что нового героя можно будет использовать как керри. Новые герои, подобные
Muerta, предлагают интересные механики, которые отличаются от старых керри. В целом, всегда приятно видеть нового героя. Но, зная Valve и их подход к
Ringmaster, мы, вероятно, будем ждать долго.
Если я не ошибаюсь, ты играешь на саппортах. На текущем TI видно, как исход матчей часто зависит именно от саппортов — как тебе такая мета? Как ты оцениваешь современных саппортов? Это полноценные члены команды, от которых ждут значительного импакта.
В Доте давно произошли изменения, направленные на то, чтобы уравнять позиции, чтобы каждый игрок вносил свой вклад. Сейчас игрок на каждой позиции должен делать свой минимум, свои 20%. Раньше можно было выиграть соло на керри, а теперь все зависят друг от друга. И саппорт зависит от кора, и кор зависит от саппорта. Нужно создавать симбиоз, чтобы всё работало хорошо. Я полностью поддерживаю идею, что саппорты должны вносить значительный вклад.
Что касается текущей меты, мне не нравится, что паблики стали слишком однобокими. Есть проблемы с жетонами, множество нюансов и вопросов, которые необходимо решать. После «Инта» будет выходить новый патч. Это основа — посмотрим, что будут фиксить.
Давайте немного поговорим о твоей работе. Здесь, на пабстомпе, ты был в аналитической студии и, на мой взгляд, отлично справился. Каковы впечатления от такого формата? В сравнении с официальной студией, здесь, конечно, больше «свободы».
Для меня это был новый опыт, хотя я уже привык к публике через стримы. Но здесь есть другое взаимодействие с аудиторией. Пока я чувствую себя комфортно.
Я скорее комментатор-аналитик и рассказываю о происходящем в игре (может, даже комментировать бои). Все происходит естественно, и у меня присутствует уверенность. Мне это очень нравится. Суть в том, что это *** [классный] ивент, праздник Доты, замечательное событие, и ты просто в восторге, вдохновлен.
Перед этим ты участвовал в комьюнити-касте у
Dread. Какой формат тебе больше нравится — комьюнити-каст или живое освещение?
У Дреда всё было более расслабленно, а тут масштабы раза в три больше. Мне здесь, безусловно, больше нравится, потому что здесь живая аудитория, много людей — на 5000 зал. Невероятные эмоции, словно я сам на турнире.
Это совершенно разные вещи. Здесь всё намного более живое, и эмоции переполняют, это не передать словами.
Подходит к концу наше интервью — расскажи о своих дальнейших планах. Ты сначала играл за
Team Secret, сейчас активно комментируешь игры. В каком направлении планируешь развиваться дальше?
Я занимаюсь тем, что нравится. Меня пригласили на пабстомп, и я подумал: «Почему бы и нет?» В прошлом году я активно стримил Доту, почти без перерывов, по 10 часов в день. Я решил немного отвлечься, плюс поступило хорошее предложение комментировать. Так что
Dread пригласил меня вместе с Гудком. Так я могу обновить свои силы, что пойдет мне на пользу.
Что касается развития — не знаю. Думаю, стоит найти баланс. Но все же нужно сосредоточиться на чем-то одном, придать этому приоритет, потому что быть *** [классным] стримером и отличным про-игроком одновременно — задача сложная. Я даже думал взять перерыв от стримов и сосредоточиться на играх, чтобы вернуться в рейтинг.
Алексей ‘Shishak’ Устинов — один из партнёрской команды Dota2.ru в рамках стримерского проекта «TOSS». Трансляции по Dota 2 вы можете найти в нашем разделе «Стримы».